В настоящий момент на рынке Санкт – Петербурга представлены сотни подержанных автомобилей разных марок и ценовых категорий, на любой вкус и кошелёк. Но покупка такого транспортного средства несёт в себе риск обмана со стороны недобросовестного продавца.
Бывают такие ситуации: «приобрели подержанный автомобиль, при покупке продавец расхваливал его, как только мог, а после покупки в процессе эксплуатации выясняется – то поменять, это отремонтировать и средство передвижения превращается в воронку по сливу денег, принося только одно разочарование». Или того хуже: у машины имеются юридические проблемы, такие как арест или залог.
Как избежать этих проблем и не купить «кота в мешке»? Ниже мы разберём важные моменты самостоятельной проверки автомобиля перед покупкой.
Проверка юридической чистоты автомобиля перед покупкой
На что обратить внимание в документах?
Прежде чем осмотреть автомобиль нужно внимательно изучить его документы.
В первую очередь на оригинальность ПТС – наличие дубликата по разным причинам (большое количество владельцев, утеря оригинального ПТС) — повод тщательнее проверить данный автомобиль. ОБЯЗАТЕЛЬНО сверяйте номера узлов и агрегатов, указанных в ПТС и на машине, в случае не совпадения номеров и при отсутствие какие-либо отметки об этом в ПТС – автомобиль не поставят на учёт в ГИБДД.
Так же стоит обратить внимание и на сами номера кузова и двигателя – на предмет перебивки и истирания.
Качественно перебитый номер выявить очень трудно, но если:
- цифры не в одном ряду с соседними,
- стоят косо относительно друг друга,
- имеют лишние «хвостики» — это повод отказаться от покупки автомобиля.
Старый или поистершийся номер, номер со следами коррозии – впоследствии может вообще сгнить до состояния полной невидимости, что приводит к проблемам с его последующей продажей.
Самое сложное в настоящее время это проверка автомобиля на ограничения, (данная информация очень актуальна, если срок владения машиной составляет менее 3х лет), а так же будьте аккуратны с объявлениями: «СРОЧНО! ТОРГ! До среды дешевле на 20000 рублей!» При встрече продавец может рассказать о том, как его прижала жизнь и если бы не семеро по лавкам, низа что не продал бы свою любимую «ласточку». Конечно и такая ситуация возможна, но нет гарантий, что автомобиль был куплен не в кредит, платёж по которому просрочен и банк готовиться отобрать транспортное средство. «А как же ПТС? – спросите Вы, ведь оно остаётся в залоге у банка». К сожалению далеко не всегда. К тому же человек может обратиться в ГИБДД с заявлением об утере ПТС и получить на руки дубликат, в то время как банк еще не успеет подать сведения об ограничениях, наложенных на машину.
Что можно сделать в данной ситуации?
- Проверить продавца по базе Судебных приставов, на предмет возможных взысканий.
- Узнать нет ли в отношении собственника авто судебных дел по автомобилю. Делается это следующим образом: в документах продавца смотрим адрес регистрации, по этому адресу находим районный суд (городской/областной/мировой) где во вкладе судопроизводство можно ввести фамилию и посмотреть, нет ли дела с участием продавца. В мировые суды лучше позвонить т. к. на их сайте информация публикуется не всегда.
- Обратить внимание на наличие сервисной книжки автомобиля – источник информации о прохождении плановых осмотров, гарантийных ремонтах, фактическом пробеге.
Проверка технического состояния автомобиля
Проверку подержанного автомобиля условно можно разделить на несколько параметров: кузов, двигатель, подвеска.
Осмотр кузова автомобиля
Крашена деталь или нет, может достоверно указать только прибор толщиномер лако-красочного покрытия автомобиля. Поскольку современная техника, помноженная на мастерство маляра, могут творить чудеса, то визуально определить недостатки ЛКП очень трудно. Такой прибор можно просто взять в аренду, но следует помнить, что нормы покраски различаются в зависимости от марки машины. Если же прибора нет, визуально осматривая автомобиль, следует обратить внимание на неоднородность тона краски (помутнение, не соответствие тона соседним участкам) раковины, неровности краски. Как правило, переходы свежеокрашенной области и старой краски делают на изогнутых элементах кузова, чтобы их сложнее было увидеть на свету, обратите особое внимание на такие детали. Также присмотритесь к элементам автомобиля, которые выгладят новее, чем вся машина в целом. Не забывайте, что эксплуатация транспортного средства проходит в агрессивной среде, поэтому микро сколы/царапины, а зачастую и более серьезные повреждения будут присутствовать на автомобиле, особенно если у него большой пробег. Нижние части кузова (крылья и пороги) на заводе обрабатываются антикоррозийным покрытием, при установке новой детали её часто не делают. Отсутствие на крышке багажника эмблемы, букв и цифр, названия автомобиля может говорить о его замене.
Не маловажный момент – это зазоры между элементами кузова автомобиля. Помните: автомобиль – симметричное изделие, почти все детали кузова в нём повторяются зеркально, что даёт нам возможность сравнить их и сделать выводы. Зачастую в результате ДТП полученные повреждения не позволяют установить на транспортное средство новые детали так же аккуратно, как и на заводе, в результате зазоры могут быть не симметричные. Следует обращать внимание не столько на их ширину (для некоторых машин широкие зазоры это нормально), а на его ровность, на всем протяжении, ширина должна быть одинаковой.
Двери открываются с одинаковым усилием? Нет ли следов чрезмерного прижатия двери (следы ударов при закрытии на кузове автомобиля оставляют потёртости, сколы, вмятины) к кузову автомобиля, не цепляют ли края за порог или стойку? Дверь, снятую для ремонта, бывает трудно поставить на место так, чтобы она ничего не цепляла при открытии/закрытии, особенно если была нарушена геометрия кузова. Осмотрите петли, и внутреннюю обшивку дверей, которая крепится на «клопы». При снятии они часто ломаются, и не всегда их меняют, а на повреждённой двери часто не одеваются на место.
Осмотрите углы капота у петель – наличие потёртостей возле петель капота говорит о том, что его снимали и ставили этими углами на пол.
Стёкла. Все стёкла установленные на заводе имеют общую маркировку, наличие отличного от всех остальных номера на стекле говорит о его замене. НО! заменённое стекло не всегда говорит о том, что автомобиль был в аварии, лобовое стекло, например, может быть заменено из-за трещины от камня из-под колёс впередиидущего автомобиля.
Подкапотное пространство тоже может дать много полезной информации. Но, к сожалению, это не всегда возможно из-за плотной компоновки агрегатов автомобиля. Следует обращать внимание на детали, которые выглядят новее, чем все остальные (радиаторы, фары, бачки). В результате фронтального удара из-за дороговизны фар, она может и не разбиться, но сломанные крепления зачастую паяют. По болтам, которыми крепятся элементы, можно понять снимался ли тот или иной агрегат (инструменты, при не аккуратном использовании, оставляют задиры, сколы на крепеже). Так же из-за сдвига элемента могут быть видны старые места крепления болта (отличаются по цвету).
НО! следует не забывать, что в некоторых автомобилях для того чтобы сменить лампочку в блок-фаре необходимо её снять. Поэтому если есть следы снятия элементов подкапотного пространства нужно их оценивать в комплексе с другими недочётами.
В багажнике следует осмотреть место хранения запаски – на предмет наличия швов, неровностей (часто при ударе сзади сминается пол багажника), наличие повреждений шумоизоляции (при её наличии) а так же, по возможности заглянуть под обивку багажника на предмет деформаций швов, шпатлёвки.
Двигатель — сердце автомобиля, осмотрите его визуально, не должно быть тёмных потёков на соединительных швах, следов герметиков, лака. Работать он должен ровно без посторонних стуков, скрежета, запускаться с первого раза даже в холодном состоянии, не допускается запаха топлива от него. Масло в двигателе разных типов (бензин/дизель) отличается, но должно быть чистым, без вкраплений. При открытии заливной горловины обратите внимание на то, чтобы видимые детали были без нагара и отложений, а на крышке – без налёта белого цвета. Не допустим дым, гарь из горловины при работающем двигателе.
Подвеска. Качните кузов машины вертикально над каждым колесом. Если кузов после этого возвратился в исходное положение без дополнительных колебаний, значит амортизаторы в порядке. Можно проехать по неровности — чем меньше колебаний, тем лучше.
Пошатайте руками каждое колесо в стороны и проверьте, нет ли люфта.
Сидя за рулём, поверните колёса в разные стороны, люфта не должно быть.
В пробной езде определите, не вибрирует ли рулевое колесо. Проверьте, не ведёт ли машину при торможении (не выворачивает ли руль).
В заключение хотелось бы добавить, если Вам понравился автомобиль, но есть сомнения по его техническому состоянию, лучше всего провести диагностику покупаемой машины на СТО, если, же продавец отказывается это сделать – лучше воздержаться от покупки, ведь, скорее всего в нём присутствует серьёзный дефект. А маленькие недочёты отличный повод поторговаться с продавцом и получить хорошую скидку. Удачи на дорогах.